Добавлено: 04 мар 2011, 16:56
Мда...получается у нас и доспримечательностей кроме Собора и стены нет? Раз больше никто ничего не пишет) Добавлю парочку:
Смядынь. Кровавое место
Смядынь - место старинное. Расположено оно на левом берегу Днепра, если идти на запад мимо улицы Большой Краснофлотской. Сейчас лишь Свирская церковь указывает на то, что когда-то этот заброшенный участок был местом оживленным. А между тем тысячу лет назад на берегу речки Смядынь, впадавшей в Днепр, стояла пристань, или исад, как называли ее в то время наши предки. Сюда шли со всего света речные суда, груженные разными товарами. Место было бойкое и людное.
Но настоящий его расцвет и слава были связаны с событием трагичным. В летописи сказано, что в 1015 году напротив устья реки Смядыни произошло убийство юного муромского князя Глеба. Убийцы, нанятые его родным братом Святополком, заманили Глеба на речное суденышко и зарезали его, а тело спрятали в прибрежных кустах. Вскоре Святополк убил и своего второго брата, Бориса, чтобы завладеть еще и его киевским престолом.
Впоследствии Церковь канонизировала братьев-мучеников, и они стали первыми русскими святыми. На месте, где пролилась кровь святого, возвели деревянную церковь. Вокруг деревянного храма постепенно возник Борисоглебский монастырь.
Нищий князь
Когда в 1125 году смоленским князем стал внук Владимира Мономаха - Ростислав Мстиславович, то он и сам поселился на Смядыни, получившей в ту пору название «княжеская местность». Тридцать пять лет правил в Смоленском княжестве внук Мономаха. Именно при нем смоленская земля достигла наивысшего расцвета: строились храмы, возводились оборонительные сооружения, закладывались новые города. В этот период Смядынь из торгового порта превратилась в духовно-просветительский центр Смоленска.
Дело князя Ростислава продолжил его сын князь Роман. Он был настоящим просветителем и всю свою активность направил на строительство в Смоленске различных учебных заведений. Именно при Романе Ростиславовиче на Смядыни в 1173 году появилась церковь Иоанна Богослова. При храме существовала школа, в которой юных смолян обучали письменности, риторике, греческому и латинскому языкам. Иначе как чудом не назовешь тот факт, что пусть и со значительными перестройками, но храм сохранился до наших дней.
Увлечение князя Романа вопросами просвещения больно ударило по казне Смоленского княжества. Когда он умер в 1180 году, денег не осталось даже на его похороны. Однако смоляне, которые при жизни Романа Ростиславовича не всегда были довольны своим правителем, собрали, как сказано в летописи, «великую сумму, которая гораздо превышала целого года подать, собираемую со всего княжества», и устроили своему князю пышные похороны.
Свирскую церковь построил грешник
У следующего правителя Смоленского княжества - брата Романа Ростиславовича князя Давида отношения со смолянами не сложились. Народ даже устраивал восстание в период его правления. Впрочем, по свидетельствам летописцев, князь Давид обладал характером суровым и мстительным. Автор знаменитого «Слова о полку Игореве», посвятивший немало строк смоленскому князю, говорит о нем неприязненно. Сам Давид Ростиславович не жаждал общения с не жалующими его горожанами. Все время, свободное от походов, он проводил в «княжеской местности» на Смядыни. Здесь-то он и построил храм, который навсегда помог войти князю в историю не только как суровому правителю.
Церковь Михаила Архангела (Свирская) появилась на Смядыни в период с 1180 по 1197 год и прославила наше княжество на века вперед. Летописцы писали, что краше Свирской церкви не было во всех северных княжествах, а полюбоваться на нее приходят паломники со всей Руси. В рукописях сказано, что «...все приходящие к ней дивятся красоте ее, иконы златом, серебром и жемчугом и каменьями драгоценными украшены, и всею благодатью исполнена». В те времена это был храм совершенно нового типа. Он, казалось, бесконечно стремится ввысь и просто поражал воображение современников. Считалось, что князь Давид построил его, чтобы отмолить былые грехи. Сам он вскоре после строительства ушел в монастырь.
Упадок Смядыни
Расцвет свой Смядынь пережила во времена Древней Руси, а после стала приходить в упадок. «Добили» священное место бесконечные осады литовцев в 15 - 16 веках. Больше всего пострадала Смядынь в 1441 году, когда литовские войска подавили восстание смолян. Литовцы на Смядыни разорили церкви и монастыри, разграбили дома ремесленников и лавки купцов. Она перестала быть главным местом торговли - его перенесли в устье реки Кловки.
Если раньше правители жили на Смядыни, то теперь резиденцию перенесли в центр Смоленска. Впрочем, тогда священное место погибло не окончательно. По свидетельствам австрийских послов век спустя, на Смядыни было «много церквей и монастырей хорошей архитектуры». Центром духовной жизни оставался Борисоглебский монастырь. Его настоятеля архимандрита Феодосия вызывали в Москву на Земский собор, когда на царство выбирали Бориса Годунова.
В 1633 году Борисоглебский монастырь взорвали войска воеводы Михаила Шеина, пытавшегося вернуть город России. Царь Алексей Михайлович распорядился по стратегическим соображениям не восстанавливать каменные постройки монастыря. С тех пор-то и пришла Смядынь в полное запустение.
Расхитители гробниц
Если бы каменные руины Смядыни сохранились - это было бы настоящим праздником для историков и археологов. К сожалению, наши предки, жившие в 19-м веке, ценность останков «из прошлого» не оценили. Когда в 1830 году началось строительство Смоленско-Московского шоссе, губернатор Николай Хмельницкий разрешил брать кирпич и бутовый камень с развалин древних храмов на Смядыни. Тогда же под остатками Борисоглебской монастырской церкви рабочие обнаружили две гробницы из белого камня. При вскрытии гробниц в них нашли останки погребенного, золотые венец, секиру и другие знаки княжеского достоинства. Одну гробницу спасти не удалось - ее разграбили практически моментально. А вот другая, с останками князя Давида Ростиславовича, сохранилась. Ее поместили в Свирской церкви.
В следующий раз о Смядыни вспомнили лишь в 1915 году, когда отмечалось 900-летие Первомучеников Бориса и Глеба, ведь князь Глеб был убит как раз на Смядыни. В докладной записке о состоянии священного места говорилось: «Подъезд к ней застроен убогими лачугами подгородных мещан до самого поемного Днепровского луга... Само же древнее урочище сплошь занято огородами с торчащими бесформенными каменными развалинами, куда сваливается всякий мусор. А когда-то здесь высился благолепно изукрашенный немалый каменный храм, возведенный во имя святых Бориса и Глеба».
Источник: газета Никольское кольцо
Сейчас ведутся разговоры о том, что на месте гибели святого Глеба будет построена часовня
_________________
Нууу...не всем же быть худыми, надо кому-то быть и красивыми
В жизни легче дойти до ручки, чем до сути.